Что такое гелевый аккумулятор?
В начале 21-го века гелевые аккумуляторы начали приходить из промышленной сферы применения в бытовую - частный сектор. И если инженеры-энергетики хорошо представляют его назначение и конструкцию, то обыватели не очень хорошо представляют что это такое. Бытует мнение - "гелевый аккумулятор это необслуживаемый и всё, больше он ничем не отличается". Попробуем рассказать популярно о гелевом аккумуляторе.
Заметим - многие путают и считают что GEL технология и AGM это одно и то же. Но это не так, это две разные конкурирующие технологии.В обычном классическом свинцово-кислотном аккумуляторе между положительными и отрицательными пластинами протекает ток по электролиту - водному раствору серной кислоты. Чтобы пластины не соприкасались и не происходило короткого замыкания они разделены сепараторами, обычно микропористым пластиком. В гелевом аккумуляторе электролит загущен силикагелем, если открыть свежий аккумулятор, то Вы увидите железообразную белёсую структуру. Этот гель немного подсушен на заводе и в процессе эксплуатации ещё больше твердеет. Он пронизан микротрещинами, которые не дают испарениям элетролита улетучиваться. Пары кислорода и водорода удерживаются внутри геля реагируют и превращаются в воду, которая впитывается гелем. Почти все испарения, таким образом, возвращаются обратно в аккумулятор и это называется рекомбинацией газа. К сожалению все испарения рекомбинировать не удаётся и избыточный газ (в основном водород) сбрасывается через предохранительные клапана. Сепаратор в гелевых аккумуляторах тоже необычный - микропористый дюропластик, за счёт присадок из алюминия он обладет высокой стойкостью в агрессивной среде, уменьшает внутреннее сопротивление в аккумуляторе,обладает высокой температурной стабильностью и механической прочностью; последнее обеспечивает высокую вибростойкость и ударопрочность конструкции. Этот элемент - является ноу-хау и производиться всего двумя специализированными компаниями (все мировые производители аккумуляторов закупают сепараторы у них) . Советские учёные в 80-х годах так и не смогли получить подобный сепаратор, и все попытки создать отечественный гелевый аккумулятор так и не удались, поэтому все необслуживые АКБ в СССР были только щелочные никель-кадмиевые аккумуляторы.
При производстве гелевых аккумуляторов используют высокочистый свинец - это увеличивает эксплутационные характеристики АКБ в несколько раз.
Гель плотно обволакивает пластины и не дают активной массе осыпаться, а его повышенное сопротивление разрядным токам не даёт образовываться «вредным» неразрушаемым сульфатам свинца.
За счёт этих уникальных характеристик гелевые аккумуляторы выдерживают большое количество циклов заряда-разряда, могут долго находиться разряженными, имеют низкий саморазряд, их можно эксплуатировать почти в любом положении, их можно ставить в жилом помещении, а если Вы разрушите корпус то Вас не обожгёт кислотой, а только несколько капель геля и белые гранулы расскажут людям о Вашей неаккуратности.
С 80-ых годов годов, из узкого тогда, сектора промышленного бесперебойного питания, необслуживаемые аккумуляторы стали востребованными для сотовой связи. На каждой базовой станции и коммутационном узле необходимо было бесперебойное качественное электропитание, и необслуживаемые аккумуляторы пришлись как нельзя кстати. В тот момент 5 стран имели передовые технологии: США, Япония, Англия, Германия, Франция. Потом всех ведущих производителей скупили американские корпорации из военного сектора и появилось два огромных концерна: Exide и EnerSys. Бурный рост телекоммуникационного рынка подстегнул развитие гелевых аккумуляторов, появилось много азиатских производителей, гелевые аккумуляторы стали дешевле и доступнее. Сейчас они широко используются в электротранспорте, в домашних мощных системах бесперебойного питания, в альтернативной энергетике. Бурный рост технологий полимерных аккумуляторов, скорее всего вытеснит гелевые аккумуляторы из малых и средних ёмкостей. Но на больших ёмкостях (от 100Ач) батареи из гелевых аккумуляторов типа OPzV - скорее всего будут доминировать ещё очень долго.
AGM - технология связанного электролита в производстве автомобильных аккумуляторовЛюбой автолюбитель с легкостью ответит на вопрос: Какими техническими свойствами должен обладать автомобильный аккумулятор?
Не секрет, что есть три основных свойства имеющих решающее значение:
- Высокий пусковой ток или ток холодной прокрутки
- Короткое время зарядки (восстановления емкости аккумулятора)
- Низкий порог глубокого разряда.
Иными словами, лучше всего подойдет тот автомобильный аккумулятор, который обеспечит и в жару и в холод достаточное количество энергии для прокрутки механических частей бензинового или дизельного двигателя во время его запуска с быстрой полной зарядкой во время поездки, даже если это короткая поездка до ближайшего гастронома.
AGM – технология завтрашнего дня автомобильных аккумуляторов.
В 80-х годах 20 века инженеры мирового лидера аккумуляторных технологий Johnson Controls Inc. представили всему автомобильному сообществу революционную технологию производства аккумуляторных батарей – технологию Absorptive Glass Mat (AGM). По смыслу это переводится как Поглощающее Стекловолокно.
Но первыми инновационный продукт получили конечно же военные. С 1985 года и по сей день аккумуляторными батареями с технологией AGM комплектуются такие экстремальные транспортные средства, как бомбардировщик B-2 и истребитель F-18.
Внешне технологическое различие между автомобильными аккумуляторами, произведенными по технологии AGM, и обычными стартерными аккумуляторами не заметно – тот же корпус, те же клеммы. Но стоит заглянуть вовнутрь, как поражаешься одновременной простоте и уникальности технологии.
Пространство между свинцовыми пластинами заполнено микропористым материалом на основе стекловолокна, который выступает в качестве сепаратора-губки, связывающего электролит. Сепаратор-губка полностью впитывает электролит и удерживают его, не давая течь, независимо от ориентации аккумулятора: вертикальной, горизонтальной или под наклоном. Пластины электродов и слои сепаратора-губки следуют друг за другом и слоеным пирогом заполняют внутреннее пространство аккумуляторной батареи AGM.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНа химическом же уровне уникальность автомобильных аккумуляторов AGM заключается в рекомбинирующих свойствах аккумуляторов AGM. При протекании химических реакций внутри любого аккумулятора образуются газы, состоящие в основном из водорода и кислорода, из молекул которых состоит вода. Образовавшиеся газы заполняют микропоры и участвуют в химических процессах, которые протекают во время зарядки аккумулятора и в виде воды смешиваются с электролитом. Этот химический процесс разделения и смешивания и называется рекомбинацией. В современных автомобильных аккумуляторах процесс практически полной рекомбинации доведен до 96-98%. Это говорит о практически ничтожном изменении химических свойств электролита на протяжении длительного времени и незначительных количествах свободного газа, давление которого внутри аккумуляторной батареи регулируется специальным клапаном. Этот клапан также является гарантом безопасности аккумуляторной батареи срабатывая при возникновении нештатной ситуации.
Исключительно низкое электрическое сопротивление всей конструкции автомобильного аккумулятора AGM позволяет выдавать единовременно значительно более высокую мощность и переживать большее количество циклов разряд-заряд.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНесомненными достоинствами автомобильных аккумуляторов изготовленных с применением технологии AGM являются:
Безопасность. За счет применения рекомбинантной газовой технологии исключаются вредные и огнеопасные испарения, которые могут привести к воспламенению или даже взрыву аккумулятора.
Долговечность. Обладая низким порогом разряда (около 25%) и устойчивостью к циклам разрад-заряд гарантирует значительное превышение срока службы автомобильного аккумулятора AGM по сравнению со стандартным.
Стойкость. Еще одно полезное свойство автомобильных аккумуляторов AGM, которое гарантирует эффективную работу в жестких условиях эксплуатации: высокая и низкая температуры, тряска, вибрации, быстрая зарялка и пр.
Эффективность. Выдавая большой пусковой ток, автомобильный аккумулятор AGM значительно быстрее компенсирует энергопотери и будет снова готов выдать большой пусковой ток.
Аккумуляторы, производимые с использованием технологии AGM, изготавливаются в спиральной или плоской конфигурации. Серия продукции со спиральной конструкцией блоков производится в основном в Северной Америке, а с плоской конфигурацией электродов – и в Северной Америке и в Европе.
Типичным представителем аккумуляторных батарей AGM со спиральной конфигурацией электродов являются аккумуляторы торговой марки Optima.
Обе технологии являются перспективными и могут использоваться для поставки автопроизводителям в качестве компонентов OEM. В настоящий момент наиболее распространены автомобильные аккумуляторы AGM с плоской конфигурацией электродов.
Стоит отметить, что аккумуляторы произведенные с использованием технологии AGM не требуют никакого технического обслуживания за исключением подзарядки в случае необходимости.
источник
ООО "Роберт Бош"
Robert Bosch GmbH
Jonson Controls Inc
JC Autobatterie GmbH
Battery Power
Тот, кто ещё раз назовет аккумулятор Оптима гелевым будет называться невежественным идиотом.