
Сергей Барышников, основатель BigPicture.ru:
Не скажу, что часто, но периодически слышу мнение, что сейчас в Москве или Петербурге проще и дешевле ездить на такси, чем содержать свою машину.
Раз уж я остался без машины, то решил проверить эту теорию и все свои поездки, которые я еще неделю назад совершал бы на своем автомобиле, на этой неделе сделал на такси. Ну и прикинул, что к чему, конечно, не с точностью до рубля, но порядок цифр в промежутке трёх лет.
Итак, за неделю на такси я потратил 6300 рублей. Пользовался «Яндекс.Такси» и Uber. Ездил на работу, с работы, на встречи, в зал и с ребенком к врачу. Там, где можно было, ходил пешком. В самый час пик (8:30 утра и 6 вечера) старался не ездить. Будем считать, что среднемесячный бюджет на такси для моей семьи — 25 тысяч рублей. Итог в год — это 300 тысяч, а за три года — 900 тысяч рублей.
Автомобиль: у меня обычный семейный пепелац KIA Sportage, который я брал новый три года назад за 1,1 млн рублей. Сейчас, спустя три года и 90 тысяч километров пробега, его можно продать за 900 тысяч рублей. То есть амортизация 200 тысяч рублей.
На бензин, стоянку, парковку в центре и штрафы я трачу 15–17 тысяч в месяц. Но честнее будет округлить до 20 тысяч, потому что то парковка в «Домодедово» на несколько дней, то шиномонтаж, то дворники новые куплю. Короче, двадцатка в месяц, или 240 тысяч в год, или 720 тысяч рублей за три года.
КАСКО и ОСАГО за три года — 200 тысяч рублей и шесть ТО в сумме на 100 тысяч рублей.
В итоге автомобиль за три года вышел мне в 1 миллион 220 тысяч. Если добавить к этому еще тысяч 80 на такси, которые я потратил за эти три года, то смело можно считать 1,3 миллиона рублей.
Разница в 400 тысяч не в пользу личного автомобиля, но если убрать КАСКО, то не такая уж и большая разница для трёх лет получается. А если у тебя добавляется маленький ребенок, дача в нескольких десятках километров от Москвы и теща в другом городе, то все меняется с точностью до наоборот.
Итак, если бы я был один, то, пожалуй, еще можно было бы рассмотреть вариант с передвижениями на такси (но тогда я бы точно больше, чем сейчас, передвигался пешком и совершенно точно чаще бы выпивал), но если у вас семья и ребенок, то без машины чё-то никак, и в финансовом плане, и с точки зрения комфорта.
Сергей Больдт, руководитель департамента в «Вымпелкоме»
Более года перемещаюсь по Москве на общественном транспорте и такси, хотел поделиться результатами эксперимента.
При проживании и работе внутри ТТК перемещаться на общественном транспорте и такси удобнее и дешевле владения собственным авто.
Плюсы
- Высвобождается значительный объем времени (мойки, сервисы, парковки и подобные заведения).
- Во время передвижений свободная голова (можно читать почту или книжки, минимум стресса).
- Значительная экономия бюджета в моей географии передвижений.
- Зимой за 5 минут приезжает теплый и готовый к поездке автомобиль.
Минусы
- Поездки с чужими людьми. Качество вождения и автомобиля непредсказуемы.
- Для поездок загород приходится тратить час на оформление автомобиля в аренду.
Экономика
На картинке показана модель по стоимости километра передвижения в моих условиях. Горизонтальная пунктирная линия? — ?это 28 рублей за километр, сумма получена на основе анализа квитанций UberX.
А остальные линии показывают падение стоимости километра поездки для своего или арендного автомобиля в зависимости от ежедневного пробега.
Сначала суммируется набор независящих от пробега трат на автомобиль, а именно:
- Потеря стоимости? — 260 рублей в день (сравниваем стоимость нового авто против годовалого).
- Мойка? — ?100 рублей в день (комплексная мойка раз в неделю 700 рублей / 7 дней).
- шиномонтаж и хранение шин? — 30 рублей в день (переобувка 2 раза в год и хранение шин R14 2 сезона).
- ОСАГО? — ?23 рубля в день (калькулятор страховой).
- ТО? — 22 рубля в день (стоимость ТО#2).
- Транспортный налог? — 7 рублей в день.
Итого получаем 442 рубля фиксированных трат в день. К этому добавляем расход бензина из расчета 10 литров на 100 километров, так получается серая линия, показывающая, столько стоит километр в зависимости от дневного пробега. Этот сценарий называется «эконом».
Если к этому добавить оплату парковки и КАСКО, то получается зеленая линия:
- Парковка? — ?640 рублей в день (80 рублей в час * 8).
- КАСКО? — ?187 рублей в день (калькулятор страховой).
Если добавить к этому сумму процентов за 1 год по кредиту (18,5%, 36 месяцев, аннуитетные платежи), то получаем светло-зеленую линию.
- проценты кредит? — 278 рублей в день.
Теперь остается свести все цифры вместе и сделать вывод, что покупка своего автомобиля выгодна, начиная с определенного пробега в день:
Виталий Быков, основатель агентства Red Keds:
Я люблю проводить со своей жизнью фатальные эксперименты. Это выражено в том, что я могу всю жизнь снимать квартиру, могу отказаться совсем от алкоголя, могу поставить себя в условия, когда придется сильно поменять свой образ жизни. Мне очень нравится термин «социальная инженерия», но я использую этот термин по отношению к себе и среде, в которой живу. Самый интересный эксперимент, который я провожу последние полгода — это отказ от личного автомобиля.
На сегодня это не бог весть какой героизм, но если учесть, что я очень люблю водить машину, что у меня двое маленьких детей и каждый день есть поездки — это серьезное изменение жизни.
Я сделал несколько интересных наблюдений, о том, как живется без автомобиля. И хочу поделиться этим. Еще хочу этим поделиться и потому, что сейчас модно обсуждать различные такси-стартапы — что выгодно, что нет. А также модно обсуждать, выгодно иметь машину или нет. Попробую рассказать свой опыт, который может быть пригодиться тем, у кого похожая среда и условия жизни.
Итак, дано. Живу я в центре на Новослободской. У нас с женой двое детей, одна маленькая годовалая девочка и мальчик четырех с половиной лет. Им нужно ездить в детский сад (в одном километре от дома), на курсы рисования раз в неделю (в трех километрах), иногда к врачам на обследования в другой конец Москвы.
Я езжу стабильно два-три раза в день в разные места города. Работа у меня находится в трех минутах ходьбы от дома, поэтому поездки связаны с необходимостью встречаться с разными людьми. Кроме этого, я езжу на растяжку мышц, обучение иностранному языку к преподавателю. Продукты мы уже давно покупаем только в «Утконосе» и около дома (выбор в центре большой — «Дикси», «Седьмой», «Магнолия» и соцветие разных «Хороших продуктов»). Мы пользуемся в семье Uber и «Яндекс.Такси». Uber для коротких дешевых поездок. В «Яндекс.Такси» мы используем минивены для поездок с детьми.
В месяц наша семья совершает около 50 поездок на такси. По деньгам это выходит около 20 000 —25 000 рублей в месяц.
До этого у меня была машина Mercedes ML500 2005 года выпуска. Стоила эта машина мне в год примерно:
- 100 000 рублей ремонт (десятилетний «мерс» — довольно дорогое удовольствие).
- 30 000 рублей очередное ТО (смена фильтров, колодок и прочее).
- 40 000 рублей на бензин (на работу ездить не нужно, поездки в основном по центру).
- 45 000 рублей налог (когда покупал машину таких конских налогов не было).
- 15 000–25 000 рублей штрафов в год.
- 20 000 рублей парковки в центре.
- 5 000 рублей — помыть, почистить.
- минус зимние шины раз в два-три года, хранение зимних шин, минус мелкий тюнинг, покупка аксессуаров, зимняя омывайка, страховка и так далее.
Итого: минимум 260 000 рублей в год.
При этом из-за возраста машина могла резко вырасти в цене. Например, сломалась раздатка. Починка будет стоить не меньше 100 000 рублей.
С течением лет подобные машины в России сильно дешевеют, ликвидность их падает гораздо сильнее, чем у среднего класса.
Например, я покупал машину за 1,5 млн рублей, а продал за 630 000 рублей через шесть лет использования.
Теперь немного о том, на что я променял обладание собственной машиной:
- Спокойствие и время. Наверное, самое важное это то, что я избавился от собственности, о которой нужно думать, заботиться и переживать. Когда ты владеешь машиной, то у тебя всегда есть в бэкграунде какие-то мелкие заботы. Там лампочка не горит, там бампер покорябал, тут надо шину подкачать, тут за парковку забыл заплатить, машину помыть, переставить на другое место. Все это выражается в том, что когда у тебя нет машины, то у тебя нет заботы, а значит и времени в жизни больше.
- Концентрация. Когда я водитель, то я не могу заниматься работой. Когда я сижу не за рулем, то я могу проверить почту, ответить на звонок, подумать о горемычной жизни немолодого креакла. Это очень ценно, когда у вас в почте лежит 200 писем в день.
- Экономия в деньгах. Если 25 000 рублей умножить на 12, то получается 300 000. Какая же тут экономия, спросите вы? Но тут есть один лайфхак. Летом, я сильно снижаю свои поездки на такси, потому пользуюсь мотоциклом или мопедом. Итого, около 4–5 месяцев в году, я трачу на такси от 5 000 до 10 000 рублей. Кроме этого каждый год около двух месяцев я отдыхаю с семьей или езжу в командировки. Таким образом мои затраты на такси по сравнению с затратами на машину сильно уменьшаются. Примерно до 250 000 рублей в год (максимально).
Чего я лишаюсь:
- Личного пространства. Конечно же, когда ты владеешь своей машиной, то это гораздо приятнее, чем садиться в грязное такси. Или садиться в насквозь продушенную каким-то сраным одеколоном машину. Ты знаешь, что это твой уголок, машина всегда тебе доступна. Ты можешь сидеть в ней работать, можешь поспать. В общем, машина — это минидом. Опять же за рулем в собственной машине, ты находишься наедине сам с собой. Можешь включить любую музыку, можешь выключить, можешь открыть окна, закрыть, харкнуть на пол, поковыряться в носу.
- Путешествий на дальние расстояния. К сожалению, если вы задумали поехать с друзьями в Волен, прокатиться до чьей-нибудь дачи, поехать загород на корпоратив, то с такси эти опции, если не пропадают, то резко сокращаются. Ну и конечно, вы можете забыть о поездках по Золотому кольцу. Если вам нужно встретить кого-то из аэропорта, то это становится целым мероприятием по спасению рядового Райана.
- Спонтанности. Теперь, пользуясь такси, я всегда должен следить за временем. В Uber неудобно, что они могут подвести, заказываешь такси и думаешь, что в течение 10 минут к тебе приедут. А оказывается, что у водителя сломалось приложение. Или он встал в пробку и приложение неверно показывает время прибытия. То есть тебе нужно быть всегда на стреме и контролировать ситуацию и время приезда машины. Имея свою машину, ты можешь сказать «Я хочу в кино», сел и поехал. Передумал, вернулся назад и окей. В такси тебе нужно знать, куда тебе ехать, во сколько, где лучше всего ждать машину, объяснять водителям когда ты подойдешь. Все это иногда мешает и отвлекает.
- Драйва от вождения. Это самое обидное, что можно было потерять. Мне очень нравилось гонять по Москве.
Но если говорить про семью с двумя детьми и моим ростом (что важно при покупке машины), то, конечно, Renault Logan будет бессмысленной покупкой. Чтобы разместить семью с креслами для детей, иметь возможность поехать на дачу, нужна либо новая машина стоимостью за 2 млн, либо б/у за 1,5 млн рублей с теми же проблемами, что были раньше. То есть, все зависит от того, что вы выбираете.
Хотите ездить в путешествия, не общаться с таксистами и не пачкать зимой одежду о пороги машины — продолжайте ездить на своей тачке. Хотите свободы действий, спокойствия, концентрации на своих делах — такси.
Если бы пользовались официалами - вмиг бы пересели на свои кредитные тачки. Ибо дорого, долго ждать и нафиг надо.